Педагогический опыт



    Хайдарова Зиля Хасановна в 1975 году поступила в Магнитогорский горно-металлургический институт. С первого курса пришла работать в школу старшей пионервожатой. Педагогическая деятельность настолько увлекла молодую студентку, что Зиля Хасановна после окончания вуза стала работать учителем химии. Педагогический стаж составляет почти 40 лет, последние 7 лет работает преподавателем химии и биологии в Магнитогорском технологическом колледже им. В.П. Омельченкое.

    Наряду с традиционными методами обучения Зиля Хасановна применяет современные инновационной образовательные технологии, использует активные и интерактивные формы, методы, приемы и средства обучения. Учебные занятия отличаются практической ориентированностью, оптимальным сочетанием дидактических принципов, обеспечивающих активизацию познавательного интереса студентов. Зиля Хасановна создает педагогические условия для воспитательного воздействия на студентов и формирования социально-значимых качеств их личности.

    Особенностью педагогического стиля Зили Хасановны является развитие исследовательских способностей студентов. Из всего многообразия исследовательских методов преподаватель отдает предпочтение эмпирическим: эксперименту, опыту, наблюдению. Педагог считает, что именно эмпирические методы обеспечивают наглядное восприятие учебного материала, ярко иллюстрируют взаимосвязь теории и практики, позволяют за небольшой промежуток времени сделать понятными важные обобщения из области химии, учат студентов выполнять отдельные приемы и операции.

    Зиля Хасановна в своей практике также использует словесные, наглядные, практические, поисково-проблемные методы обучения. Среди методов контроля наиболее часто применяются устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Педагог не оставляет без внимания и методы стимулирования: на каждом учебном занятии создает такой позитивный фон, который способствует достижению цели учебного занятия и ориентирует студентов на успех.

    Педагог активно применяет коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности с обучающимися, постоянно чередует виды работ студентов, тем самым создает на учебных занятиях благоприятный психологический климат. Каждое учебное занятие у педагога имеет ясную целевую направленность. Зиля Хасановна постоянно ищет пути активизации деятельности студентов, развивая их инициативу. Учебные занятия и внеклассные мероприятия всегда отличаются глубиной подачи материала, проводятся в увлекательной и интересной форме и на высоком организационном и эмоциональном уровне. Зиля Хасановна считает, что подобные занятия ненавязчиво продолжают или завершают задуманное педагогом на уроке, дают прекрасную возможность для самовыражения всем без исключения участникам образовательного процесса. Это способствует тому, что студенты Хайдаровой З.Х. постоянно участвуют во Всероссийской интернет-олипиаде по химии, во Всероссийском химической конкурсе «Что же может вода?», в которых занимают призовые места.

    Зиля Хасановна ежегодно пополняет УМК новыми презентационными материалами, средствами обучения и контроля. К каждому практическому и лабораторному занятию, составлению доклада, реферата, опорного конспекта педагогом разработаны соответствующие указания по их выполнению.

    С целью изучения педагогического опыта Зиля Хасановна посещает учебные занятия коллег, изучает и использует в своей работе литературу по педагогике и психологии, научные журналы, педагогические Интернет-порталы. Педагог распространяет свой опыт через публикации в журнале «1 Сентября» (методические разработки «Путешествие-соревнование в трех царствах», Нефть – черное золото», «Металлы», «Органическая химия»), участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества, во XV Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто Друзей».

    Зиля Хасановна активно участвует в методической работе колледжа. Выступает на заседания ЦК математических и естественнонаучных дисциплин по проблемам использования исследовательских методов обучения, организации и проведении демонстрационного эксперимента, о методике подготовки студентов к олимпиадам по химии.

    На протяжении последних 2-х лет работает над методической темой «Методика проведения демонстрационного эксперимента на учебном занятии».

    В 2016-2017 учебном году педагогом разработаны методические рекомендации «Методика проведения демонстрационного эксперимента на учебном занятии», «Методика работы с одаренными детьми», с которыми Зиля Хасановна ознакомила коллег на заседаниях цикловой комиссии. В рамках декадной недели проведены открытое учебное занятие по теме «Основания и их свойства»», открытое внеклассное мероприятие ««Занимательная химия».

    Говоря о педагогическом опыте и творческом портрете Ирины Викторовны, особенно хочется подчеркнуть добросовестность, принципиальность, требовательность к себе и людям человек. Она пользуется большим уважением среди коллег, студентов и их родителей.

    За педагогическое мастерство и творческий поиск в развитии интеллектуального потенциала студентов и добросовестный труд в системе образования Зиля Хасановна награждена грамотами Министерства образования и науки РФ, Грамотой профсоюза работников образования и науки РФ, Благодарственным письмом начальника управления образования администрации г. Магнитогорска, Грамотой и Благодарственным письмом администрации ГБОУ ПОО МТК.