Описание методики: дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям. Интересы и склонности человека — важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые в ней результаты, но и содержание деятельности, в том числе и ее предмет.


Данный опросник позволит узнать, что Вы предпочитаете, к какому виду деятельности Вы сейчас более склонны, к какой - менее. Полученные баллы указывают только направление, а не величину оцениваемого признака. Мир профессий по классификации Е.А.Климова делится на пять больших групп в соответствии с ведущим предметом труда:
1. «Человек-природа» – все профессии и специальности, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «Человек-техника» – все технические профессии;
3. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.


Инструкция: внимательно прочитайте вопрос и в каждом из 20 пар альтернативных суждений установите флажок возле одного из двух вариантов ответа, затем нажмите кнопку "Перейти к результатам".
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»


Ухаживать за животными. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
Помогать больным людям или лечить их. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. Следить за состоянием, развитием растений.
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу). Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
Обсуждать научно-популярные книги, статьи. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
Выращивать молодняк животных. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных).
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством.
Сообщать, разэяснять нужные людям сведения. Художественно оформлять выставки (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
Лечить животных. Выполнять вычисления, расчеты.
Выводить новые сорта растений. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).
Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разэяснять, поощрять, наказывать. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. Наблюдать изучать жизнь микробов.
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах.
Составлять точные описания о наблюдаемых явлениях, событиях измеряемых объектах. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).
Делать лабораторные анализы в больницах. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.
Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, турпоходы. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
Изготовлять по чертежам детали (машин, одежду), строить здания. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине).